Организационная структура управления МБОУ «ЦО № 19»
Управление МБОУ «ЦО № 19» осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012, ст. 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 26 «Управление образовательной организацией» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление центром строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В основу положена пятиуровневая структура управления.
Первый уровень структуры — уровень стратегического управления:
*Директор центра
*Управляющий совет
*Общее собрание работников образовательного учреждения
Директор центра обеспечивает соблюдение целей, в интересах которых создано Учреждение, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за организацию жизнедеятельности центра, создает благоприятные условия для развития центра.
Управляющий совет определяет основные направления развития общеобразовательного учреждения, содействует созданию в ОУ оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, контролирует соблюдение надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, включая обеспечение безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, осуществляет контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса, принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Общее собрание работников образовательного учреждения утверждает правила внутреннего трудового распорядка учреждения, принимает решение о необходимости заключения коллективного договора.
На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления:
*Педагогический совет
*Профсоюзный комитет центра
*Совет лидеров учащихся.
Педагогический совет – коллективный орган управления, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития центра, рассматривает проблемы, подготовленные методическим советом, административным советом, администрацией центра, несет коллективную ответственность за принятые решения.
Профсоюзный комитет центра принимает участие в организации жизнедеятельности педагогического коллектива, стоит на защите прав работников.
Совет лидеров учащихся – орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся. Курирует работу Совета лидеров заместитель директора по воспитательной работе.
Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора:
*Административный совет
*Методический совет
В административный совет входят заместители директора по всем направлениям работы школы. Он координирует деятельность администрации, подводя итоги и внося необходимые коррективы в процесс реализации программы развития школы. Собирается еженедельно и подчиняется директору.
Заместители директора по УВР осуществляют управление функционированием центра, его подразделений: контролируют выполнение государственных стандартов образования, отслеживают уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых для продолжения образования, уровень обученности и обучаемости учащихся. Руководят работой структурных подразделений, методических объединений, педагогических консилиумов, несут ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в ЦО, организуют внеурочную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления, контролируют состояние воспитательной работы в школе, отслеживают уровень воспитанности учащихся, работают с допризывной молодежью.
Заместитель директора по АХР анализирует своевременность, правильность и эффективность расходования финансовых и материальных средств, выделенных на хозяйственные нужды, состояние материально-технической базы ОУ, результаты работы МОП. Организует работу по благоустройству, озеленению и уборке территории, мероприятия по оснащению учебных кабинетов и других помещений современным оборудованием, наглядными пособиями, работу по соблюдению в образовательном процессе норм противопожарной безопасности.
Заместитель директора по безопасности обеспечивает защищенность жизненно важных интересов учащихся центра от внутренних и внешних угроз. Проводит мероприятия по обеспечению общественной и личной безопасности сотрудников, учащихся на территории центра, антитеррористической защищенности и противодействие экстремизму и гражданской обороне.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители предметных методических объединений, заместители директора ЦО по УВР. Возглавляет методический совет заместитель директора по методической работе. Методический совет руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями. МС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию.
Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления):
*Методическое обеспечение
— предметные методические объединения
— временные творческие группы,
— Совет молодых педагогов
— методические объединения классных руководителей
*Система сопровождения образовательного процесса:
— социально — психологическая служба ( педагоги-психологи и социальные педагоги);
— логопед;
— медицинская служба;
— классные родительские комитеты;
— педагоги-организаторы.
*Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, преподаватель-организатор ОБЖ.
Методическое обеспечение
Методические объединения – основа методической службы центра, объединяют учителей одной образовательной области или воспитателей. Руководители МО выбираются из состава членов МО и утверждаются директором центра. МО ведут методическую работу по предмету, организует внеклассную деятельность учащихся, проводят анализ результатов образовательного процесса. МО имеют право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласуют свою деятельность с методическим советом центра и в своей работе подотчетны ему.
Временная творческая группа – это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.
Творческая группа «Совет молодых педагогов» — это профессиональное объединение педагогов в возрасте до 35 лет включительно. Ведут работу по методическому и социальному направлению работы центра. Организуют работу по оптимизации адаптации вновь принятых молодых педагогов. Имеют право выдвигать предложения по улучшению процесса образования, получать методическую помощь научных консультантов, согласуют свою деятельность с методическим советом школы. Подчиняются заместителю директора по УВР, курирующему методическую работу.
Методические объединения классных руководителей обеспечивают формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности учащихся, апробирование современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы, координацию планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов;
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, воспитатели подразделений, преподаватель-организатор ОБЖ осуществляют обучение и воспитание обучающихся, способствует их социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, обеспечивают уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, повышают свою профессиональную квалификацию, осуществляют связь с родителями (законными представителями), обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Система сопровождения образовательного процесса
Социально — психологическая служба предназначена для организации помощи педагогам в решении проблем дифференциации образовательного процесса центра образования. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе на более высокую ступень образовательной системы, выполняет профориентационную и консультационную работу, способствующую осознанному выбору учащимися профиля обучения с учетом их интересов, способностей и возможностей. Обеспечивает профилактическую психокоррекционную и консультативную работу с учащимися и их родителями. Социальная защита — забота школы об учащихся, нуждающихся в помощи, содействии в связи с состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
Логопед своевременно выявляет и оказывает помощь обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, что в обеспечивает оптимизацию процесса обучения и воспитания.
Медицинская служба. Медицинское обслуживание обеспечивается медицинским персоналом, специально закрепленным органами здравоохранения за центром образования. Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.
Классные родительские комитеты создаются в целях содействия классному руководителю (воспитателям дошкольных групп) и педагогическому коллективу в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности обучающегося, помогают в организации и проведении классных воспитательных мероприятий, организации работы с родителями (законными представителями) учащихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребёнка в семье.
Педагоги-организаторы содействуют развитию личности ребенка, его талантов и способностей, формированию общей культуры учащихся, организуют работу детских клубов и других школьных объединений по интересам, организуют и проводят все общешкольные внеклассные мероприятия (вечера, дискотеки, праздники, походы, экскурсии и т.д.), сотрудничают с учреждениями культуры и спорта, родителями, общественностью.
Пятый уровень организационной структуры – уровень обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей). По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи на пятом уровне предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления.
Обновление содержания образования при формировании структуры центра образования (далее — ЦО) требует появления новых структурных элементов в управлении образовательным процессом. Это обусловлено следующими причинами:
1. Резкое увеличение объёма методической работы в связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания образования и новых технологий. Необходимость выхода на качественно новый уровень научно-методического совета, совета инновационной площадки, ранее существовавших методических объединений.
2. Изменение структуры образовательного процесса, требующее адекватного изменения структуры управленческих действий и решений.
3. Изменения во взаимоотношениях и основах взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, требующие отражения в структуре управления ЦО.
Управление ЦО и работа по его развитию является целенаправленной деятельностью, предполагающей определенную работу по целеобразованию в области становления, стабилизации и оптимального функционирования педагогического процесса. В условиях обновления содержания образования управление ОЦ невозможно без программного управления развитием школы. Основой такого управления является данная Программа развития ЦО как образовательной системы нового типа и составляемые на основе этой концепции планы развития образовательной системы и планы текущего функционирования ЦО. Такой подход даёт возможность осуществлять основные управленческие функции: — определение целей образовательного процесса; — выявление и исследование проблем; — поиск решения проблем; — оценка и выбор решений; — согласование и утверждение решений; — подготовка к вводу решений в действие; — управление применением решения; — проверка эффективности решения.
Принципами управления ЦО являются:
1) Демократизм — в отличие от «административности».
2) Системность — в отличие от несистемности
3) «Целевое» управление — в отличие от ориентированного на процесс (нецелевого).
4) «Опережающее» управление — в отличие от реактивного, «опаздывающего» за событиями.
В целом, программирование — это особый тип проективной культуры, который направлен на анализ многоцелевых систем деятельности, исследование и оценка отношений, ресурсов, взаимодействий, возникающих между субъектами деятельности, выявление проблем соотношения процессов развития и воспроизводства. Образовательная ситуация анализируется как система проектов, находящихся на различных уровнях и стадиях реализации. Задача — оценить состояние процессов функционирования и процессов развития. В ходе проблематизации задаются контур проблемы, горизонты ее понимания, те рамки, внутри которых будут рождаться новые конкретные проекты, активно влияя на особенности развития системы деятельности в целом. Необходима специальная работа по организации процессов, обеспечивающих проблематизацию, формирование и постоянное уточнение проблемного пространства как особого объекта, соорганизующего различных субъектов. Проблемное пространство должно быть представлено как система пакетов задач, соответствующих рамкам проблемного пространства. Успех инновационной деятельности зависит от того, насколько кооперированы в инновации все потенциально необходимые элементы и позиции. Условием кооперирования является наличие разработанного понятийного аппарата, организующего деятельностные позиции и создание каналов коммуникации между субъектами деятельности. Таким образом, выделение семейства понятий на единых методологических основаниях позволяет соорганизовать различные позиции, скоординировать функциональную структуру для развития различных областей деятельности. Разработка новых культурных образцов деятельности по решению проблемы происходит в особых экспериментально-исследовательских условиях с целью выявления организационных форм и требований к реализации и условий качественного преобразования исходной деятельности. Анализ реализации новых культурно-организационных форм деятельности охватывает анализ особенностей их функционирования и определение перспектив развития деятельности. Освоение культуры программирования является основной совершенствования и развития управленческой системы ЦО и условием успешной реализации Программы развития. Таким образом, управление обновлением содержания образования осуществляется как управление рядом локальных проектов: «Урок в свете компетентностного подхода», «Профилизация обучения», «Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников и учащихся», «Индивидуальные образовательные траектории», «Педагогическая мастерсткая», «Интеграция образовательного пространства», «Тьюторское сопровождение». По сути, все эти проекты в той или иной мере ориентированы на становление субъектности ребенка, на индивидуализацию обучения.
Организационная структура управления ЦО
Директор
- Заместитель по дошкольному образованию
- Заместитель по УВР (по подразделению начальная школа с дошкольными группами)
- Заместитель по УВР (по средней школе – начальная школа)
- Заместитель по УВР (по средней школе – основная школа)
- Заместитель по УВР (по средней школе – средняя школа)
- Заместитель по УВР (профильное обучение, инновационная работа)
- Заместитель по воспитательной работе
- Заместитель по АХР
- Заместитель по безопасности
- Начальник организационно-правовой службы – юрист
Структура методической работы:
Центры в структуре ЦО сосредоточены на решении наиболее актуальных для данного периода развития ЦО задач организационного и методического обеспечения образовательного процесса. Исходя из анализа ситуации, сложившейся в ЦО сегодня, предполагается создание следующих Центров:
- Организационный центр.
- Учебная часть.
- Воспитательный сектор.
- Информационно-ресурсный и издательский центр.
- Центр социального и психолого-педагогического сопровождения.
- Центр развития образовательного пространства и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов.
- Медицинский центр.
- Спортивно-оздоровительный центр.
- Центр творчества детей.
- Центр безопасности участников образовательного процесса.
Оптимизация управления образовательным процессом Центра образования №19